Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса). Абзац утратил силу с 1 сентября 2008 года - Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 49-ФЗ.При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к статье 123 СК РФ

1. В ст. 123 СК РФ определены основные правила устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего в п. 1 закреплен исчерпывающий перечень форм отмеченного устройства, которые по своей правовой природе представляют собой юридические процедуры. К ним отнесены, во-первых, передача ребенка в семью на воспитание: усыновление (удочерение), передача ребенка под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. Во-вторых, такими формами являются передача детей в организации различных типов, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК РФ). Причем передаче ребенка в семью на воспитание законодатель отдает приоритет. Соответственно устройство детей в отмеченные организации осуществляется только при невозможности устройства детей в семью.

Кроме обозначенного перечня форм устройства детей, п. 1 ст. 123 СК РФ устанавливает основное нормативное требование, которое должно учитываться при выборе конкретной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также ее параметров. В данном случае требуется учитывать этническое происхождение ребенка, принадлежность его к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. С момента, когда ребенок попал в трудную жизненную ситуацию (остался без родительского попечения), и до определения его судьбы в порядке устройства в семью или в названные в п. 1 ст. 123 СК РФ организации, в частности, до назначения ему опекуна или попечителя, может пройти довольно значительное время. Поэтому п. 2 ст. 123 СК РФ устанавливает правило о временном возложении исполнения обязанностей опекуна (попечителя) детей на органы опеки и попечительства. В данном случае эти органы должны обеспечить, в первую очередь, надлежащие условия проживания ребенка, а также реализацию его прав на содержание, защиту, воспитание и образование (об указанных правах см., в частности, ст. 148 СК РФ и комментарий к ней).

В связи с осуществлением предусмотренных СК процедур устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут совершаться различные неправомерные деяния. За подобные деяния закон устанавливает ответственность. Так, ответственность в виде административного штрафа, накладываемого на граждан, установлена ст. 5.37 КоАП РФ за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Другой комментарий к статье 123 Семейного Кодекса РФ

1. Брошенные дети - давнее социальное явление. Еще в средневековых монастырях оборудовались в воротах специальные полки, где женщины, родившие ребенка вне семьи, могли оставить его на попечение монахов.

В царской России опека считалась престижным делом. Была разработана строгая система органов. В 1764 г. по инициативе И.И. Бецкого при Екатерине II открылся Московский воспитательный дом, принимавший брошенных детей и сирот. В его состав входили родильный госпиталь, отделение для грудных детей, сиротский институт, ведомство для деревенских воспитанников. В институте сироты получали университетское образование, по окончании этого заведения их устраивали на работу, как правило, гувернерами. Менее способные дети получали навыки ремесла. Некоторых детей отдавали в состоятельные крестьянские семьи. При этом выплачивались денежные суммы как приемным родителям, так и самим воспитанникам по достижении ими совершеннолетия.

Московский воспитательный дом существовал на средства меценатов (Трубецких, Голицыных, Демидовых и др.). Они же предоставляли свои загородные резиденции для летнего отдыха детей. Руководил воспитательным домом Опекунский совет во главе с генерал-поручиком И.И. Бецким.

И в дальнейшем устройством детей-сирот в России занимались царственные особы; так, императрица Мария Федоровна продолжила традицию личной опеки сиротских домов <1>.

--------------------------------
<1> См.: Голякова Е. Сироты императрицы // Российская газета. 07.03.2002.

2. Не стал исключением из общего правила и советский период отечественной истории. Государство занималось судьбой детей, оставшихся без семейной опеки, на законодательном уровне. Так, 1 апреля 1936 г. было принято Постановление СНК "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся"; 23 января 1942 г. - Постановление СНК "Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей".

3. Что же предусматривает в этой области современное законодательство, какие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ныне используются на практике?

В п. 1 комментируемой статьи дан перечень форм устройства детей, лишенных заботы семьи. Он является исчерпывающим. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ исключил существовавшую ранее возможность закрепления иных форм устройства в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК). Как отмечалось, иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не существует. Не могут быть предусмотрены они и законами субъектов Федерации. Указанными законами могут быть предусмотрены лишь случаи, в которых допускается передача ребенка в патронатную семью.

Основными среди названных форм являются так называемые семейные формы - усыновление, опека (попечительство) всех видов. Передача ребенка в семью во всем мире признается предпочтительным способом жизнеустройства ребенка по причинам в первую очередь психологического свойства. Как показывает многолетняя практика, коллективное воспитание оставленных своими родителями детей в специализированных учреждениях ни к чему хорошему не приводит. К сожалению, идеальных детских домов не бывает: даже если ребенок там обеспечен материально, окружить его душевной заботой сотрудники таких заведений могут не всегда.

Специфика усыновления как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере правоотношений и, во-вторых, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка.

Действительно, усыновление производится навсегда, тогда как, например, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребенком полной гражданской дееспособности. Исключение представляют собой только возможные случаи отмены усыновления.

При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени.

В соответствии с Законом об опеке опека над детьми - это такая форма устройства малолетних граждан, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (опекун) является законным представителем подопечного и совершает от его имени и в его интересах все юридически значимые действия. Попечительство над детьми - такая форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (попечитель) обязан оказывать содействие в осуществлении указанными лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

В настоящее время законодательно закреплено несколько видов опеки и попечительства. Так называемая классическая (обычная) опека (попечительство) осуществляется на безвозмездной основе. В свою очередь, "платная" опека (попечительство) имеет место на условиях предоставления опекунам (попечителям) вознаграждения в денежной или иной форме.

В соответствии с п. 6 ст. 145 СК РФ к видам "платной" опеки (попечительства) относятся приемная семья и патронатная семья, т.е. опека (попечительство) по договору. Различия между приемной и патронатной семьей сводятся к тому, что приемная семья образуется в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (гл. 21 СК), а патронатная - в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации. Иных различий между договором о приемной семье и договором о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) не существует.

Кроме того, действующее законодательство не исключает иных видов возмездной ("платной") опеки (попечительства). Пункт 1 ст. 14 Закона об опеке упоминает о приемной и патронатной семьях лишь как о разновидностях опеки или попечительства по договору.

4. Помимо семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, комментируемая статья предусматривает также возможность устройства детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

К числу таких организаций относятся исключительно образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, а также некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы. Поэтому, например, допускается создание приюта при церкви в организационно-правовой форме учреждения (ст. 120 ГК), созданного религиозной организацией.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством РФ. К сожалению, в настоящее время такие требования не установлены.

Правовое регулирование устройства детей в специализированные организации представлено в СК РФ новой гл. 22, введенной в Кодекс Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ. С момента введения в действие названного Закона утратило силу Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 "Правила организации детского дома семейного типа", поскольку действующее законодательство не предусматривает такой формы устройства детей.

Комментарии и консультации юристов по ст 123 СК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 123 СК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.