Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)

1. Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Пункты 1, 2 и 3 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 2, 3 и 4 настоящей редакции - Федеральный закон от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ.

2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 124 СК РФ

1. Комментируемая статья закрепляет приоритет усыновления среди иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Приоритет этой формы проистекает из самой сущности усыновления и может быть обоснован следующими аргументами: во-первых, усыновление - это единственная форма, которая (при отсутствии отмены усыновления) носит пожизненный характер; во-вторых, в силу усыновления усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновляемым детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ); в-третьих, даже тогда, когда ребенок уже устроен в семью (на условиях опеки (попечительства), в приемную или патронатную семью) при наличии лиц, желающих его усыновить, ребенок может быть передан на усыновление при соблюдении установленных в законе условий (ст. 131 СК РФ). Признавая усыновление приоритетной формой устройства ребенка, закон исходит из принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии (см. комментарий к ст. 1 СК РФ).

2. Целью усыновления является обеспечение возможности воспитания и развития ребенка в семье. Усыновление допускается только в интересах детей с соблюдением требований п. 1 ст. 123 СК РФ, т.е. с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить ребенку (детям) полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Соблюдение интересов ребенка является обязательным условием любого усыновления. Под интересами ребенка при усыновлении понимается прежде всего обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития. При этом интересы ребенка нельзя понимать в узком смысле, как обеспечение удовлетворительных материальных и жилищных условий. В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" содержится разъяснение: "Под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития". В этом плане показательно дело, рассмотренное Верховным Судом РФ 26 февраля 2008 г. (Определение N 33-Г08-1) <1>.

--------------------------------
<1> БВС РФ. 2008. N 7.

3. Усыновление возможно только в отношении несовершеннолетнего ребенка, т.е. не достигшего 18 лет. Правовое положение усыновленных и удочеренных детей одинаково, поэтому законодатель использует данные категории как синонимичные. Усыновители должны быть осведомлены о состоянии здоровья ребенка, передаваемого на усыновление. В этих целях ребенок проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии ребенка. По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ N 369 и Министерства образования РФ N 641 от 25 декабря 1995 г. "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью" <1>.

--------------------------------
<1> Российские вести. 1996. N 77. 24 апр.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 разъяснено: "Состояние здоровья усыновляемого ребенка должно быть подтверждено не справкой медицинского учреждения или врача, а медицинским заключением экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка".

В законе нет запрета на усыновление одновременно двух и более детей. Учитывая, что при усыновлении прерывается правовая связь ребенка не только с родителями, но и с другими близкими родственниками (ст. 137 СК РФ), усыновление братьев и сестер разными лицами по общему правилу не допускается (п. 2 ст. 124 СК РФ). Исключение возможно в тех случаях, когда дети никогда вместе не проживали, не воспитывались, не осведомлены друг о друге и о своем родстве или один из них по состоянию здоровья не может воспитываться в семье, а также в других случаях, когда усыновление будет отвечать интересам данного конкретного ребенка. Так, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ 28 ноября 2002 г. вынесено Определение N 43-Г02-6 об оставлении без изменения решения Верховного суда Удмуртской Республики от 29 августа 2002 г. об отказе в установлении удочерения, поскольку суд, оценивая представленные доказательства, не признал их убедительными, свидетельствующими о том, что удочерение ребенка отдельно от ее брата иностранной гражданкой отвечает интересам несовершеннолетней девочки <1>.

--------------------------------
<1> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2002 г. N 43-Г02-6 // СПС ГР.

4. Конвенция ООН о правах ребенка рассматривает усыновление в другой стране в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным (ст. 21). Несмотря на непрекращающуюся полемику в СМИ о необходимости ужесточения контроля за усыновлением российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства и введения запрета на территории России на международное усыновление, действующее российское законодательство допускает усыновление детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства. Такое усыновление производится на общих основаниях, с соблюдением ряда дополнительных требований. Семейный кодекс РФ отдает приоритет при усыновлении российским гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. В этих целях введен учет детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (см. комментарий к ст. 122 СК РФ). Иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российских детей при обязательном соблюдении двух условий: во-первых, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от их гражданства и места жительства; во-вторых, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Этот порядок усыновления распространяется и на российских граждан, постоянно проживающих за границей. Исключение составляют только родственники ребенка, желающие его усыновить. Они вправе усыновить ребенка на общих основаниях, наравне с российскими гражданами, независимо от их гражданства и места жительства.

Несмотря на непрекращающиеся дискуссии о необходимости введения запрета либо временного приостановления усыновления российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства <1>, действующее законодательство Российской Федерации такого запрета не содержит. Вопрос о временном приостановлении или запрете усыновления поднимается всякий раз, как только обнаруживаются факты гибели российского ребенка, усыновленного иностранным гражданином, в частности гражданином США. Каждый год в США усыновляется порядка пяти тысяч детей из России. В связи с отсутствием договора между Россией и США, определяющего организационно-правовые гарантии и механизмы эффективной защиты прав и законных интересов российских детей, переданных на усыновление, от депутата Госдумы от КПРФ Н. Останиной поступило обращение о возможности временного приостановления усыновления гражданами США. Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей в заключении на обращение о возможности временного приостановления усыновления гражданами США отметил, что, по данным американского Национального комитета по усыновлению, в период с 1996 по 2008 г. в США погибли 15 российских детей, усыновленных американскими гражданами. В 14 случаях усыновители были признаны виновными в гибели детей и привлечены к уголовной ответственности. Исключением стала гибель Димы Яковлева, усыновленного супругами - гражданами США Чейзом Дмитрием Харрисоном и Кэрол Лиин Эксманн-Харрисон <2>.

--------------------------------
<1> В частности, 18 марта 2009 г. Государственная Дума РФ отклонила обращение к Председателю Правительства РФ о возможности временного приостановления усыновления гражданами США и проживающими на их территории лицами без гражданства // "Регнум.ру": интернет-проект Министерства образования и науки РФ // //www.usynovite.ru.
<2> См.: Брошенные дети: самим не нужны, но и другим не отдадим. За 15 лет в России погибло 1220 усыновленных детей, но об этом предпочитают молчать // Независимая газета. 2008. 23 июля; Минобрнауки закрывает зарубежные организации по усыновлению детей после гибели в США еще одного ребенка из РФ // //www.newsru.com/russia/11juli2008.

Усыновление иностранными гражданами российских детей производится судом с соблюдением требований гл. 19, а также ст. 165 СК РФ, содержащей коллизионные нормы о подлежащем применению при усыновлении праве (см. комментарий к ст. 165 СК РФ).

Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590; 2002. N 15. Ст. 1434; 2005. N 11. Ст. 950; 2006. N 16. Ст. 1748.

Другой комментарий к статье 124 Семейного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена не только определению круга лиц, в отношении которых может быть произведено усыновление. Прежде всего речь идет в ней о самом понятии усыновления. Устанавливается, что термин "усыновление" применяется как к случаям собственно усыновления, так и к случаям удочерения.

Усыновление возможно исключительно по отношению к несовершеннолетним детям. Сложились два вида усыновления. Первый - усыновление детей отчимами или мачехами, т.е. супругами родителя ребенка. В этом случае фактически происходит узаконение отношений по воспитанию чужого ребенка. Ребенок при этом не относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей.

Второй вид - это усыновление иными гражданами. В этом случае основанием для усыновления является отсутствие родительского попечения в отношении ребенка.

В системе правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление занимает приоритетное место. Усыновление - это форма индивидуального устройства детей на постоянной основе, при которой права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей (п. 1 ст. 137 СК). Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени, поскольку устройство ребенка в семью усыновителя носит бессрочный характер. Исключение составляют случаи отмены усыновления, которая производится, как и лишение родительских прав, только в судебном порядке (ст. 140 СК).

Сходство усыновления и кровного родства проявляется и в положениях о тайне усыновления (ст. 139 СК). В отличие от некоторых других правовых систем отечественное право рассматривает усыновление как таинство. Как правило, усыновляемые дети не знают об отсутствии кровного родства с усыновителем, что сближает родство по происхождению и усыновление.

Весьма серьезные последствия усыновления обусловили то обстоятельство, что усыновление производится в судебном порядке.

Однако нельзя не признать, что в действительности усыновление распространено реже, чем иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это связано с рядом обстоятельств, в том числе и с тем, что усыновление по сравнению с иными формами носит постоянный характер и влечет наиболее существенные правовые последствия - возникновение у усыновленных права на наследование за усыновителями (ст. 1147 ГК), права пользования жилым помещением собственника-усыновителя (ст. 137 СК, ст. 31 ЖК) и др.

2. Приоритет рассматриваемой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, означает, что при избрании для ребенка формы наиболее подходящей из них является усыновление.

Тем не менее во многих случаях допускается устройство детей в семью в иной форме (под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью). В качестве исключения, при отсутствии возможности передать ребенка в семью, допускается его передача в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК).

Выбор формы устройства зависит от нескольких обстоятельств. В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать "желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык". Такое правило устанавливает и п. 1 ст. 123 СК РФ.

Кроме того, усыновление допускается при условии, что ребенку будет обеспечена возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. На обеспечение такой возможности нацелены все положения гл. 19 СК РФ.

Необходимо иметь в виду, что, располагая предоставленной ему ст. ст. 122 и 123 СК РФ возможностью, орган опеки и попечительства может самостоятельно избрать для ребенка форму устройства, передав его под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Следует помнить, что такие формы устройства являются временными и в любое время могут быть заменены усыновлением, однако лишь при условии, что это не будет противоречить интересам ребенка. Практике известны случаи, когда опека, осуществляемая родственниками малолетних, прекращалась в связи с передачей детей на усыновление посторонним лицам с последующей переменой места жительства детей. При этом нарушались не только требования ст. 131 СК РФ о получении предварительного согласия опекуна на усыновление подопечного, но и интересы ребенка, который в соответствии со ст. 55 СК РФ имеет право на общение с родственниками. Не учитываются в таких случаях и положения ст. 5 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.

Пункт 3 комментируемой статьи определяет еще один интерес ребенка, подлежащий учету при усыновлении, - возможность родственного общения с братьями и сестрами. В качестве общего правила устанавливается запрет на усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" приводятся примеры ситуаций, в которых допускается раздельное устройство братьев и сестер, - это случаи, когда дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья.

Усыновление детей осуществляется безотносительно к состоянию их здоровья. Существует миф о том, что тяжело больные дети не передаются на усыновление или передаются только в семьи иностранных граждан. Это неверно.

3. Комментируемая статья закладывает основы для усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ. Такое усыновление производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, наличие которых вызвано двумя обстоятельствами.

Во-первых, при усыновлении граждан РФ иностранцами, лицами без гражданства, а также гражданами России, проживающими за рубежом, затрагивается прежде всего частный интерес - интерес усыновляемого ребенка. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. "усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным". Таким образом, ребенок имеет право по возможности воспитываться в стране своего происхождения. Этот же интерес охраняется и ст. 8 Конвенции, гарантирующей ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

Во-вторых, во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этой державы. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается публичный интерес Российской Федерации - в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России.

4. Указанные в п. 3 настоящего комментария обстоятельства предопределяют специальные требования, предъявляемые к так называемому иностранному усыновлению.

Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 комментируемой статьи установлено два предварительных условия. Первое - невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Второе - истечение шести месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 1 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

В этих целях ст. 11 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. На основании ст. 6 указанного Закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия - у федерального оператора. В соответствии с Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217, указанная информация вносится в анкету ребенка и направляется соответственно в региональный и федеральный банки данных о детях в трехдневный срок со дня ознакомления гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, со сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, а также принятия иных мер по его устройству в пределах России.

При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан РФ или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 272 ГПК).

5. Если ребенка желают усыновить граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, то усыновление также невозможно до истечения шестимесячного срока со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Комментарии и консультации юристов по ст 124 СК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 124 СК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.