Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

Комментарий к статье 126 СК РФ

1. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2005 г. N 123 (в ред. от 4 ноября 2006 г.) Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) является федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 11. Ст. 950; 2006. N 46. Ст. 4801.

Структурным подразделением Минобрнауки России, непосредственно исполняющим государственную функцию федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдающим предварительные разрешения на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей <1>.

--------------------------------
<1> См.: Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 12 ноября 2008 г. N 347 // РГ. 2009. 20 февр. N 30 (4854).

Датой постановки ребенка на учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей) - оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории Российской Федерации.

При невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории Российской Федерации ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к ст. 124 СК РФ).

2. Определение порядка учета российских граждан (независимо от места их проживания - на территории Российской Федерации или за ее пределами), желающих усыновить детей, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Об учете иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей - граждан Российской Федерации, см. комментарий к ст. 122 СК РФ.

Другой комментарий к статье 126 Семейного Кодекса РФ

1. Правовые основы учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей, заложены в п. 3 ст. 122 СК РФ, а также в Законе о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Выше упоминалось принятое в соответствии с данным Законом Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217, которым были утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. В свою очередь, Министерство образования и науки РФ своим Приказом от 12 ноября 2008 г. N 347 определило порядок работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

2. Дети, подлежащие усыновлению, учитываются в общем порядке, предусмотренном для учета детей, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к ст. 122 СК).

3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи порядок учета кандидатов в усыновители определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок первичного учета лиц, желающих усыновить детей, не может определяться на уровне федерального законодательства, поскольку такой учет осуществляют органы опеки и попечительства. В настоящее время органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 34 ГК, ст. 121 СК), за исключением тех случаев, когда полномочия органов опеки и попечительства переданы органам местного самоуправления. Согласно ст. 6 Закона об опеке органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Законом, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.

К сожалению, не во всех субъектах Федерации порядок учета кандидатов в усыновители в данный момент нормативно определен. Однако есть и такие субъекты Федерации, которые приняли соответствующие нормативные правовые акты. Так, например, в соответствии с Постановлением правительства Мурманской области от 24 мая 2002 г. N 168-ПП/6 (в ред. от 5 ноября 2002 г.) "Об утверждении Положения о порядке учета в Мурманской области кандидатов в усыновители - граждан Российской Федерации" учет кандидатов в усыновители, постоянно проживающих на территории Мурманской области и желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ, осуществляется муниципальными органами управления образованием по месту постоянного проживания граждан. Для осуществления учета кандидатов в усыновители в муниципальных органах управления образованием Мурманской области ведется журнал учета кандидатов. В тех случаях, когда кандидатам в усыновители не удается подобрать для усыновления ребенка по месту своего постоянного проживания, указанное Постановление предлагает им встать на учет в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, при комитете по образованию Мурманской области.

Аналогичные нормативные акты приняты и действуют в Омской, Оренбургской, Тамбовской областях.

4. Учет кандидатов в усыновители не на уровне органов местного самоуправления, а в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со ст. 7 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Кандидаты в усыновители могут предоставить о себе документированную информацию в государственный банк данных. Как установлено в ст. 11 названного Закона, это необходимо в целях получения ими доступа к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (к анкетам детей). Вместе с тем указанный Закон не требует, чтобы до постановки на учет в региональные или федеральный банк данных о детях кандидат в усыновители обязательно встал на учет в органах опеки и попечительства по месту своего жительства. Требуется лишь предварительно получить в органах опеки заключение о возможности быть усыновителем.

В свою очередь, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить детей, являющихся гражданами РФ, подлежат постановке на учет только в региональных или федеральном банке данных о детях в порядке, установленном разд. IV Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Учет осуществляется на основании заявления кандидата в усыновители с приложением документов, перечисленных в п. 20 указанных Правил.

Комментарии и консультации юристов по ст 126 СК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 126 СК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.