Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.
2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 126.1 СК РФ

1. В качестве посреднической деятельности по усыновлению детей определяется любая деятельность всех лиц, кроме указанных в п. 2 комментируемой статьи, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей. Усыновление детей осуществляется строго определенными в законе органами.

Посредническая деятельность по усыновлению детей трактуется как любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка (п. 4 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации).

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к компетенции органов опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 121 СК РФ, ст. 34 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"). Деятельность других органов и учреждений, включая воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др., общественных организаций, благотворительных и иных фондов, а также граждан (физических лиц) по выявлению и подбору детей для передачи их на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, следует квалифицировать как противоправную.

Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и передаче детей на усыновление законом запрещена, тем не менее должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и др.) обязаны сообщать в орган опеки и попечительства по месту нахождения детей о факте утраты детьми родительского попечения. Руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

2. Деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности, не является посреднической.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ <1>.

--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением" (в ред. от 8 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4801; 2007. N 32. Ст. 4154; 2008. N 50. Ст. 5958.

Органы и организации, осуществляющие деятельность по усыновлению, не могут преследовать коммерческие цели, т.е. извлечение прибыли. Предусмотрена обязанность иностранной организации приложить к заявлению для получения разрешения на открытие представительства на территории России перечень услуг с указанием их стоимости, оказываемых кандидатам в усыновители, в числе прочих документов (п. 4 Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654).

Для осуществления деятельности по усыновлению иностранная некоммерческая организация должна уведомить Министерство юстиции РФ о создании представительства и получить в Министерстве образования и науки РФ разрешение на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи заявления о получении разрешения на осуществление деятельности.

Иностранная государственная организация для получения разрешения на открытие представительства на территории Российской Федерации представляет в Министерство образования и науки РФ заявление с приложением следующих документов: а) копии учредительных документов и документы, содержащие сведения об организационной структуре и сотрудниках иностранной государственной организации; б) копии лицензии (или другого документа), выданной компетентным органом государства местонахождения иностранной организации, подтверждающей полномочия иностранной организации по осуществлению деятельности по усыновлению детей; в) решение руководящего органа о создании своего представительства; г) положение о представительстве иностранной государственной организации; д) перечень услуг, предоставляемых иностранной государственной организацией кандидатам в усыновители, с указанием их стоимости; е) документ, подтверждающий обязательство иностранной государственной организации по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению соответствующих отчетов и информации в установленном порядке, а также по осуществлению контроля за постановкой на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленных детей; ж) доверенность, выданную уполномоченному лицу иностранной государственной организации, на подачу документов о получении разрешения на открытие представительства и на получение указанного разрешения.

Представительство иностранной некоммерческой организации для получения разрешения на осуществление деятельности представляет в Министерство образования и науки РФ заявление с приложением документов, предусмотренных подпунктами "а" - "е", а также следующие документы: а) рекомендательное письмо компетентного органа государства, выдавшего лицензию, иной документ или осуществляющего контроль за деятельностью иностранной некоммерческой организации, о возможности осуществления деятельности по усыновлению; б) сведения о руководителях представительства иностранной некоммерческой организации; в) доверенность, выданную руководителю представительства иностранной некоммерческой организации на подачу документов о получении разрешения на осуществление деятельности и на получение указанного разрешения, а также на оказание содействия кандидатам в усыновители в усыновлении и организацию деятельности указанного представительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; г) выписку из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, подтверждающую внесение представительства иностранной некоммерческой организации в указанный реестр, выданную Министерством юстиции РФ.

Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, переведены на русский язык. Перевод либо подпись переводчика удостоверяется в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве местонахождения соответствующей иностранной организации, а при необходимости и другие документы.

Решение о выдаче разрешения на открытие представительства или разрешение на осуществление деятельности, либо об отказе в выдаче соответствующего разрешения, либо о прекращении его действия принимается Министерством образования и науки РФ в течение трех месяцев с даты представления необходимых документов, при наличии заключений Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития о возможности осуществления представительством соответствующей иностранной организации деятельности по усыновлению. Закрытый перечень основания для отказа в выдаче разрешения, приостановления действия разрешения предусмотрены п. п. 8 и 9 Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, а также пользоваться услугами переводчика. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 разъяснено, что наличие у заявителя представителя, надлежащим образом уполномоченного на ведение дела в суде, не освобождает лицо, желающее усыновить ребенка, от обязанности явиться в суд. Представители по делам данной категории вправе без личного участия доверителя производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности собирать и представлять необходимые доказательства при подготовке дела к судебному разбирательству, давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, ставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств и т.д.

В п. 3 Постановления также обращается внимание судов при решении вопроса о допустимости участия в деле переводчика на необходимость выяснения места его работы, жительства, обстоятельств знакомства с заявителями, а также не является ли он бывшим либо действующим работником органа опеки и попечительства или учреждений, в которых воспитываются дети, подлежащие усыновлению. Установление данных обстоятельств необходимо для того, чтобы не допустить фактов незаконной посреднической деятельности лиц в процедуре усыновления детей. В случае установления указанных фактов, а также при наличии достаточных оснований для отвода суд может по своей инициативе решить вопрос об отводе переводчика (ст. ст. 16, 18, 19 ГПК РФ).

4. В комментируемой норме закреплено положение об ответственности за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей. Как ни странно, действующее законодательство юридической ответственности за осуществление посреднической деятельности не устанавливает. Административная и уголовная ответственность установлена за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 5.37 КоАП РФ) и за незаконное усыновление (ст. 154 УК РФ). В ст. 5.37 КоАП РФ состав административного правонарушения за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью сформулирован следующим образом: незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 руб.; на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.

Статья 154 УК РФ формулирует состав уголовного преступления за незаконное усыновление: незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, наказываются штрафом в размере до 40000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Другой комментарий к статье 126.1 Семейного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья была введена Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ, который внес существенные изменения в Семейный кодекс, направленные, как указывалось в ст. 1 этого Закона, на "повышение государственного контроля за усыновлением".

Прежде всего в статье предлагается понятие посреднической деятельности по усыновлению детей, которое имеет межотраслевое значение. Под посреднической понимается любая деятельность, осуществляемая в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, другими лицами. Посредническая деятельность при усыновлении запрещена.

Исключение из этого правила составляют:

- подбор и передача детей на усыновление, осуществляемые органами опеки и попечительства, а также органами государственной власти;

- оказание помощи в усыновлении детей специально уполномоченными иностранными государствами органами или организациями по усыновлению детей;

- оказание услуг переводчиком;

- оказание юридических услуг по представительству в суде при рассмотрении дела по заявлению об усыновлении.

Таким образом, посреднической деятельностью является, например, поиск детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемый отдельными лицами или неуполномоченными организациями по просьбе лица, желающего усыновить ребенка. К таким же действиям относится и налаживание контактов с лицами, имеющими доступ к информации о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью получения и передачи этой информации лицам, желающим усыновить детей. На основании ст. 11 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, доступ к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, не свободен, он осуществляется лишь при условии документирования информации о гражданах, желающих усыновить детей, в порядке, установленном ст. 7 этого Закона (т.е. при условии постановки этих граждан в региональных или федеральном банках данных о детях на учет как кандидатов в усыновители).

Наиболее опасной посреднической деятельностью при усыновлении, вне всякого сомнения, является организация "заочного усыновления", распространенного в случаях незаконного усыновления российских детей иностранными гражданами. В таких ситуациях будущий усыновитель приезжает на территорию РФ непосредственно перед судебным рассмотрением заявления об усыновлении. Выбор ребенка он осуществляет на основании информации, предоставленной для него посредниками. Личного общения с ребенком, как правило, не происходит либо оно производится с нарушением установленного порядка. Но самым главным нарушением в таких случаях является несоблюдение правила о предварительном принятии мер по устройству ребенка в семьи граждан РФ. Организация такого усыновления сопровождается, как правило, взяточничеством, совершением служебных подлогов и другими противоправными действиями.

Все перечисленные примеры, однако, не исчерпывают число случаев посреднической деятельности при усыновлении, которая, как указывается в п. 1 комментируемой статьи, возможна в виде любых действий.

Следовательно, по общему правилу все действия по усыновлению ребенка должны совершаться самим усыновителем. На практике таких усыновителей принято называть "независимыми", поскольку они не пользуются чьими-либо услугами.

2. Посредническая деятельность по усыновлению наказуема. Статьей 5.37 КоАП предусмотрено, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 4 тыс. до 5 тыс. рублей. В соответствии со ст. 154 УК РФ незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, наказываются штрафом в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

3. Комментируемая статья определяет основные положения деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ. Указывая, что такая деятельность не относится к посреднической, СК РФ при этом устанавливает к ней определенные требования.

Первое требование. Деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей может осуществляться на территории РФ или в силу международного договора РФ, или на основе принципа взаимности.

Это означает, что Россия прежде всего предоставляет возможность вести такую деятельность на своей территории организациям, созданным в тех государствах, с которыми Российская Федерация заключила соответствующее соглашение. В настоящее время подобных соглашений нет.

При этом на территории РФ допускается деятельность органов и организаций, уполномоченных любыми государствами, однако до того момента, пока не появится необходимость запретить их деятельность в связи с нарушениями прав российских усыновителей или их посредников на территории соответствующего государства (установить реторсии). В этом и выражается принцип взаимности в вопросе о допущении посреднической деятельности иностранных органов и организаций по усыновлению на территории РФ.

Второе требование. Специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей не должны преследовать в своей деятельности коммерческие цели. Это означает не только то, что их уставная правоспособность должна быть некоммерческой, но и то, что фактическая их деятельность на территории РФ не может быть направлена на извлечение прибыли и на ее распределение между участниками организации.

Третье требование. Допускается деятельность органов и организаций, которые уполномочены не только государством своего происхождения. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением. Данным подзаконным актом определяется порядок получения этими органами и организациями разрешения на открытие представительства на территории РФ.

Деятельность органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ в силу прямого указания закона не считается посреднической.

Представительства иностранных организаций в установленном порядке:

а) представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в Министерство образования и науки РФ документы кандидатов в усыновители для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для усыновления;

б) получают на основании заявления кандидатов в усыновители производную информацию о ребенке;

в) оформляют приглашения и оказывают визовую поддержку кандидатам в усыновители;

г) организуют прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывают им необходимую помощь в оформлении усыновления;

д) участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел об усыновлении, получают решения суда об усыновлении, а также оказывают содействие усыновителям в оформлении свидетельства о рождении ребенка и его паспорта для выезда за пределы РФ;

е) осуществляют на территории РФ иную деятельность по представлению интересов кандидатов в усыновители, а также усыновителей, не запрещенную законодательством РФ.

Указанное Постановление Правительства РФ N 654 определяет также способы контроля за деятельностью представительств иностранных организаций, а также основания прекращения их деятельности на территории РФ.

Представительства иностранных организаций представляют в органы исполнительной власти субъектов Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок.

Не позднее чем через один месяц с даты постановки ребенка на учет в консульском учреждении РФ представительство иностранной организации представляет в орган исполнительной власти субъекта Федерации справку о постановке на учет в консульском учреждении РФ или копию паспорта ребенка с отметкой о его постановке на учет в консульском учреждении РФ.

Кроме того, представительства иностранных организаций обязаны представлять в Министерство образования и науки РФ:

а) ежегодно в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки РФ, отчет о своей деятельности по усыновлению;

б) информацию о гибели усыновленных детей, насилии над усыновленными детьми, жестоком обращении с ними, невозможности адаптации их в семье усыновителей, отмене усыновления и (или) переустройства детей в другую семью, а также любую другую информацию о действиях, повлекших причинение вреда жизни и здоровью усыновленных детей и (или) нанесших ущерб их интересам. Указанная информация представляется в Министерство образования и науки РФ и орган исполнительной власти субъекта Федерации в течение пяти рабочих дней с момента случившегося;

в) по запросу Министерства образования и науки РФ копии договоров, заключенных соответствующей иностранной организацией с компетентными органами государства местонахождения этой иностранной организации, осуществляющими подготовку заключений об условиях жизни кандидатов в усыновители и о возможности быть усыновителями и принимающими на себя обязательства по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, по подготовке и предоставлению в эту иностранную организацию соответствующих отчетов и информации о детях, а также представляют иную информацию о деятельности по усыновлению детей.

4. Порядок получения иностранной организацией разрешения на открытие представительства на территории РФ таков. Иностранная организация должна уведомить Министерство юстиции РФ о создании своего представительства и представить в Министерство образования и науки РФ заявление с приложением документов, подтверждающих ее правоспособность, право на осуществление деятельности по усыновлению детей, свидетельствующих о ее структуре, иных документов, в том числе копии лицензии (или другого документа), выданной (выданного) компетентным органом государства местонахождения иностранной государственной организации на срок не менее одного года и подтверждающей (подтверждающего) ее полномочия по осуществлению деятельности по усыновлению детей.

Министерство образования и науки РФ вправе дополнительно запрашивать подлинные экземпляры учредительных документов соответствующей иностранной организации, информацию о ее деятельности, законодательные акты в области защиты прав и интересов детей государства местонахождения указанной иностранной организации, а при необходимости и другие документы.

Решение о выдаче разрешения на открытие представительства или разрешения на осуществление деятельности либо об отказе в выдаче соответствующего разрешения принимается Министерством образования и науки РФ в течение трех месяцев с даты представления в Министерство документов, указанных в п. п. 4 и 5 настоящего Положения, при наличии заключений Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ и Министерства юстиции РФ.

Представительство иностранной государственной организации считается открытым и правомочно осуществлять деятельность по усыновлению детей со дня выдачи Министерством образования и науки РФ разрешения на открытие представительства.

На основании разрешения на открытие представительства иностранной государственной организации указанное представительство обращается в месячный срок в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ, которая в месячный срок вносит его в сводный государственный реестр аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний и выдает соответствующее свидетельство.

Представительство иностранной некоммерческой организации правомочно осуществлять деятельность по усыновлению на территории РФ с даты выдачи Министерством образования и науки РФ разрешения на осуществление такой деятельности.

Комментарии и консультации юристов по ст 126.1 СК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 126.1 СК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.