Статья 153.1. Содержание договора о приемной семье

1. Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

2. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 153.1 СК РФ

1. Обязательные требования к содержанию договора о приемной семье изложены в п. 1 ст. 153.1 СК РФ. С учетом этих требований Правительством РФ разработана примерная форма такого договора (приложение N 1 к Положению о приемной семье).

С учетом индивидуальных особенностей ребенка и приемных родителей, а также иных обстоятельств, имеющих место при создании конкретной приемной семьи, в содержание договора могут быть внесены необходимые изменения и дополнения. В частности, в п. 4 ст. 15 Закона об опеке оговаривается, что в интересах подопечного в договоре могут быть указаны отдельные действия, которые приемный родитель совершать не вправе, в том числе запретить опекуну или попечителю изменять место жительства приемного ребенка, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей приемных родителей, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного. Дополнительные обязанности могут возлагаться и на органы опеки и попечительства, например, обязанности по предоставлению приемной семье земельного участка, жилого помещения, автотранспорта и др. Тем самым при заключении договора определяется конкретный объем прав и обязанностей участников правоотношений и создается индивидуально-определенная модель их поведения.

2. За выполнение своих обязанностей приемные родители приобретают право на вознаграждение, размер которого в соответствии с п. 2 ст. 153.1 СК РФ определяется договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов РФ. В субъектах РФ разработаны и применяются различные способы определения размера вознаграждения приемных родителей. В одних регионах за основу приняты различные ставки оплаты труда работников бюджетной сферы, в других - минимальный размер оплаты труда, в третьих - твердая денежная сумма, четвертые рассчитывают размер оплаты труда в кратном исчислении от установленной базовой суммы. Размер вознаграждения приемных родителей находится в прямой зависимости от количества принятых на воспитание детей. В то же время многие региональные законы устанавливают доплаты за воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

К имущественным правам приемных родителей следует отнести и право на получение пособий, за счет которых осуществляется содержание приемного ребенка. В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" при передаче ребенка на воспитание в приемную семью одному из приемных родителей выплачивается единовременное пособие. В случае передачи в приемную семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Кроме того, на содержание каждого приемного ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства. В настоящее время на федеральном уровне устанавливаются минимальные стандарты, касающиеся оплаты труда приемных родителей и средств, выделяемых на содержание ребенка в приемной семье. Так, в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 944 предусматривается, что размер выплаты на содержание одного ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье составляет не менее 4000 руб. в месяц, на оплату труда приемных родителей - не менее 2500 руб. в месяц. Для выполнения данных обязательств бюджетам субъектов РФ, принявшим в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, предоставляются соответствующие субсидии <1>. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат (п. 33 Положения о приемной семье).

--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 944 "О порядке предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей" // СЗ РФ. 2008. N 1. Ст. 10.

Региональным законодательством предусматриваются и меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье. Примерный перечень видов такой помощи содержится в Положении о приемной семье. Конкретные виды льгот и иных имущественных прав, предоставляемых приемной семье, определяются непосредственно договором между приемными родителями и органами опеки и попечительства.

Другой комментарий к статье 153.1 Семейного Кодекса РФ

1. Рассматриваемый договор о приемной семье, как отмечено выше, является частным случаем договора возмездного оказания услуг. Предметом данного договора являются действия - фактические и юридические. Это специфическая услуга, в содержание которой входят действия по законному представительству, а также защите прав и интересов ребенка и действия по воспитанию, содержанию и образованию ребенка.

Договор о приемной семье представляет собой договор в пользу третьего лица. В нем подопечный противостоит приемному родителю в качестве кредитора и в соответствии с договором, в заключении которого не участвует, имеет права, в частности право требовать от исполнителя (приемного родителя) возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением им своих обязанностей <1>. Такое право реализуется, как правило, при прекращении приемной семьи по вине опекуна (попечителя) и осуществляется посредством действий органа опеки и попечительства, временно исполняющего функции представительства, или нового представителя подопечного.

--------------------------------

КП: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

<1> Такое представление о договорах в пользу третьего лица высказано в литературе. См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С. 292.

Правоотношение приемной семьи носит лично-доверительный характер. От приемного родителя требуется личное исполнение обязанностей по договору. Кроме того, данный договор может быть расторгнут в связи с такими обстоятельствами, как болезнь, изменение семейного или имущественного положения приемного родителя, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми и т.д. (п. 2 ст. 153.2 СК).

2. Порядок заключения договора о приемной семье определен Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423. В соответствии с названным Постановлением орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

В специальном подзаконном акте - Правилах создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье - нормы, определяющие порядок заключения договора о приемной семье, не определены. Однако, поскольку договор о приемной семье является одним из видов договора об осуществлении опеки или попечительства, подлежат применению Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, в соответствии с п. 3 которых договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна. Необходимо, однако, заметить, что использованная в этом подзаконном акте формулировка противоречит здравому смыслу, поскольку, как правило, место жительства подопечного не совпадает с местом жительства опекуна. В этой связи следует применять п. 1 ст. 35 ГК РФ, в соответствии с которым опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Это положение означает, что договор о приемной семье должен заключаться по месту жительства подопечного и в указанных случаях - по месту жительства приемных родителей.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна (приемного родителя) письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение шести дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

При изменении места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.

Требования к личности приемного родителя аналогичны требованиям к личности опекуна (попечителя). Кандидаты в приемные родители должны также пройти медицинское освидетельствование в соответствии с Положением о медицинском освидетельствовании гражданина(-ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, утвержденным Приказом Минздрава России от 10 сентября 1996 г. N 332.

В соответствии с Федеральным законом "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" кандидаты в приемные родители, получившие положительное заключение органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, не подыскав себе ребенка в пределах муниципального образования, могут обратиться к федеральному, а также к региональным операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Встав на учет в соответствующем банке, кандидат в приемные родители сможет получить информацию о других детях, нуждающихся в устройстве в приемную семью.

В соответствии с п. 11 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, заключение о возможности гражданина быть опекуном (приемным родителем) действительно в течение двух лет со дня его выдачи и является основанием для обращения этого гражданина в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. Содержание договора о приемной семье определяется п. 1 комментируемой статьи. В императивной форме в данном пункте предлагается включить в договор следующие условия:

- сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);

- срок действия договора о приемной семье;

- условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей;

- права и обязанности приемных родителей;

- права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям;

- основания и последствия прекращения договора о приемной семье.

На первый взгляд все эти условия являются существенными условиями договора о приемной семье. Однако необходимо иметь в виду, что основные права и обязанности приемных родителей, основания прекращения договора и некоторые другие условия предопределены законодательством.

Кроме того, Законом об опеке (ст. 15) предусмотрена возможность включения в договор о приемной семье дополнительных условий.

Орган опеки и попечительства в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного ребенка вправе дополнительно указать в договоре:

- отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе перемена места жительства подопечного ребенка;

- обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного (периодичность посещения спортивных занятий, консультаций психолога, медицинского осмотра, встреч с родственниками ребенка и т.п.).

4. Важным для развития института приемной семьи как платной формы опеки (попечительства) является вопрос о размере и порядке выплаты приемным родителям вознаграждения по договору. Ответ на него дан в п. 2 комментируемой статьи.

Например, в соответствии с Законом Московской области от 31 октября 2008 г. N 162/2008-ОЗ "О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям" каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 9200 рублей на одного ребенка. За воспитание ребенка, принятого в приемную семью и не достигшего трехлетнего возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида размер вознаграждения увеличивается на 3450 рублей; при наличии двух и более из указанных оснований - на 4600 рублей. Кроме того, приемной семье один раз в год выплачивается материальная помощь на организацию отдыха детей в размере 4600 рублей на каждого приемного ребенка или производится компенсация расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми в размере 6900 рублей на каждого члена приемной семьи.

На основании Закона Мурманской области от 10 января 1999 г. N 126-01-ЗМО "О размере вознаграждения приемным родителям и льготах, предоставляемых приемной семье" за воспитание каждого приемного ребенка орган опеки и попечительства выплачивает обоим приемным родителям совокупно 5 тыс. рублей в месяц с начислением районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подтвержденными заключением областной психолого-медико-педагогической комиссии, указанный размер оплаты увеличивается на 50%. В то же время в соответствии с этим Законом приемная семья, принявшая на воспитание не менее троих приемных детей и не имеющая необходимого жилого помещения, обеспечивается органами местного самоуправления на срок действия договоров о передаче детей на воспитание в приемную семью жилой площадью по существующим нормативам. Кроме того, приемная семья, принявшая на воспитание не менее пяти приемных детей или не менее трех приемных детей-инвалидов, обеспечивается органами местного самоуправления обслуживанием автотранспортом на условиях, оговоренных в договорах о передаче детей на воспитание в приемную семью, на время действия данных договоров.

Комментарии и консультации юристов по ст 153.1 СК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 153.1 СК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.