Статья 157. Заключение браков в дипломатических представительствах и консульских учреждениях

1. Браки между гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами территории Российской Федерации, заключаются в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации.

2. Браки между иностранными гражданами, заключенные на территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в Российской Федерации, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации.

Комментарий к статье 157 СК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает заключение браков между российскими гражданами, проживающими за пределами территории Российской Федерации, в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации. Дипломатическое представительство является постоянным органом внешних сношений (посольство или миссия), которое находится на территории другого государства и учреждается на основе взаимного соглашения для поддержания постоянных официальных контактов и выступает от имени учредившего его государства. Деятельность дипломатических представительств большинства государств, в том числе Российской Федерации, базируется на положениях Венской конвенции о дипломатических сношениях <1>, а в части выполнения дипломатическими представительствами консульских функций - на положениях Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) <2>. Деятельность дипломатических представительств Российской Федерации регламентируется также Положением о Посольстве Российской Федерации <3> и Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве <4>.

--------------------------------
<1> Ведомости ВС СССР. 1964. N 18. Ст. 221.
<2> Конвенция вступила в силу для СССР 14 апреля 1989 г. // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М., 1996.
<3> Утверждено Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497 // СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5090.
<4> Утверждено Указом Президента РФ от 7 сентября 1999 г. N 1180 (в ред. от 23 октября 2008 г. N 1517; 28 декабря 2008 г. N 1870) // СЗ РФ. 2000. N 1. Ст. 101.

Консульское учреждение Российской Федерации является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации <1>. Консульское учреждение открывается по решению Правительства РФ на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством. Консульское учреждение входит в систему Министерства иностранных дел РФ. В государстве пребывания консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства. Консульские учреждения в зависимости от класса подразделяются на генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. Среди основных задач и функций консульского учреждения Российской Федерации необходимо выделить защиту в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц; оказание помощи и содействия гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам; осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства места пребывания и т.д. На консульские учреждения Российской Федерации возложены функции по осуществлению в пределах своей компетенции государственной регистрации актов гражданского состояния, в частности по регистрации браков российских граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации. Регистрируются браки в соответствии с российским законодательством. Согласно ст. 42 Консульского устава СССР, в соответствии с законодательством СССР консул регистрирует акты гражданского состояния граждан СССР <2>. Заключаемые таким образом браки не требуют дополнительной легализации, например, посредством их государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния. При определении формы и условий заключения брака применяются нормы гл. 3 СК РФ, включая предусмотренные п. 2 ст. 13 СК РФ нормы законов субъектов РФ о брачном возрасте. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что комментируемая норма не содержит указания порядка определения права государства, подлежащего применению при заключении брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации между российскими гражданами, проживающими за пределами Российской Федерации. По общему правилу форма и порядок заключения брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях должны подчиняться законодательству государства принадлежности данного представительства или учреждения, т.е. законодательству Российской Федерации применительно к комментируемому пункту. Приказом Министерства иностранных дел РФ от 3 сентября 2008 г. N 13579 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации <3>. В соответствии с Приказом получателями государственной функции являются граждане Российской Федерации, проживающие за пределами Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства в случае их обращения по вопросу принятия решений о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации (п. 7). Информация о загранучреждениях (с указанием их адресов, контактных телефонов и официальных сайтов), исполняющих государственную функцию, представлена на официальном сайте МИД России www.mid.ru в разделе "Дипломатические и консульские представительства России за рубежом" (п. 9).

--------------------------------
<1> См.: п. 1 Положения о консульском учреждении Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330 (в ред. от 28 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5509; РГ. 2008. 31 дек.
<2> См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. "Об утверждении Консульского устава СССР" (утв. Законом СССР от 29 октября 1976 г.) // Ведомости ВС СССР. 1976. N 27. Ст. 404.
<3> БНА. 2008. N 43.

2. Заключение на территории Российской Федерации браков между иностранными гражданами допускается в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств. Такие браки признаются в России действительными при соблюдении двух условий: во-первых, если имеется взаимность; во-вторых, если оба супруга в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула. Необходимо сделать оговорку о том, что данное правило применимо лишь к бракам, заключаемым между иностранными гражданами на территории Российской Федерации. Такой возможности лишены лица, из которых один обладает наряду с гражданством иностранного государства гражданством Российской Федерации, так как на территории Российской Федерации такой гражданин не будет признаваться иностранцем.

Первое условие о взаимности соблюдается, если в государстве, которое назначило посла или консула, зарегистрировавшего брак, признаются действительными браки, заключенные в российских дипломатических представительствах или консульских учреждениях. Взаимность может вытекать из законодательства соответствующего иностранного государства или из заключенных Российской Федерацией международных договоров. Второе из названных условий по общему правилу исключает возможность признания так называемых смешанных консульских браков, потому что необходимо, чтобы оба супруга имели гражданство одного государства, назначившего посла или консула. Иное может быть предусмотрено консульскими конвенциями Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 157 Семейного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья регулирует отношения, возникающие в связи с заключением так называемых консульских браков <1>, т.е. браков, заключаемых в дипломатических представительствах или консульских учреждениях одного государства на территории другого государства.

--------------------------------

КП: примечание.

Учебник М.М. Богуславского "Международное частное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2005 (издание пятое, переработанное и дополненное).

<1> Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Международные отношения, 1994. С. 299.

2. Дипломатическое представительство является постоянным органом внешних сношений (посольство или миссия), которое находится на территории другого государства. Этот орган внешних сношений учреждается на основе взаимного соглашения одним государством на территории другого государства для поддержания постоянных официальных контактов и выступает от имени учредившего его государства. Деятельность дипломатических представительств большинства государств, в том числе России, определяется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. <1>, а в части выполнения такими представительствами консульских функций - Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. <2> (ст. 3). При этом деятельность дипломатических представительств РФ регулируется также Положением о посольстве Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497 <3>, а в части деятельности консульских отделов дипломатических представительств - Федеральным законом от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" <4>.

--------------------------------
<1> Ведомости ВС СССР. 1964. N 18. Ст. 221.
<2> Сборник международных договоров СССР. М., 1991. Вып. XLV. С. 124 - 147. Данная Конвенция вступила в силу для Российской Федерации в 1989 г.
<3> СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5090.
<4> СЗ РФ. 2010. N 28. Ст. 3554.

Если основная деятельность дипломатических представительств направлена на обеспечение дипломатических отношений между государствами, которые носят представительный, политический характер, являются формой взаимодействия государств, то консульские учреждения непосредственно предназначены для обеспечения защиты прав и интересов граждан одного государства на территории другого <1>. Деятельность консульских учреждений регламентируется Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., а деятельность консульских учреждений РФ <2> наряду с данной Конвенцией определяется также Положением о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330 <3>, Федеральным законом от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации". Полномочия консульских учреждений РФ на государственную регистрацию за пределами территории РФ актов гражданского состояния, включая регистрацию заключения браков, закреплены дополнительно в ст. 5 Закона об актах гражданского состояния.

--------------------------------
<1> В частности, консульские учреждения совершают в отношении граждан своего государства акты бесспорной юрисдикции (нотариальные действия и регистрацию актов гражданского состояния), охраняют интересы своих граждан на случай смерти, интересы несовершеннолетних и иных не обладающих полной дееспособностью граждан своего государства.
<2> В данном случае под "учреждением РФ" понимается не организационно-правовая форма юридического лица в смысле ст. 120 ГК РФ, а общее название для различных форм консульских учреждений, как это следует из п. 1 ст. 1 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. ("консульское учреждение" означает любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство).
<3> СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5509.

Следует иметь в виду, что консульские отношения, предусматривающие учреждение консульств, могут быть установлены и в отсутствие дипломатических отношений. При этом согласно п. 3 ст. 2 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. непосредственный разрыв дипломатических отношений не влечет за собой разрыва отношений консульских <1>.

--------------------------------
<1> Подробнее о дипломатических представительствах и консульских учреждениях см.: Лукашук И.И.

Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" <1> представительства субъектов Федерации на территориях иностранных государств, а равно представительства субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств на территориях субъектов Федерации, учрежденные в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей (так называемые торговые представительства) <2>, не обладают статусом дипломатических представительств и не могут осуществлять консульские или дипломатические функции, в том числе связанные с заключением и регистрацией браков.

--------------------------------
<1> Международное право. Особенная часть: Учебник. М.: БЕК, 1998. С. 46 - 60.
<2> В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" субъекты Федерации в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей по согласованию с МИД России пользуются правом открывать свои представительства за пределами РФ. При этом органы государственной власти субъекта Федерации по согласованию с МИД России вправе давать разрешение на открытие на территории данного субъекта представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств.

3. Пункт 1 комментируемой статьи предоставляет право гражданам РФ, проживающим за пределами территории РФ, заключать между собой браки в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ. Заключенные подобным образом браки не требуют дополнительной их легализации на территории РФ, к примеру, путем их государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Допуская заключение таких браков, п. 1 комментируемой статьи тем самым приравнивает их по режиму законности к бракам, заключенным на территории РФ.

При этом следует обратить внимание на то, что данным пунктом не конкретизируется, в соответствии с каким законодательством (законодательством РФ или законодательством государства места пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения) должны определяться форма, порядок и условия заключения таких браков <1>.

--------------------------------
<1> В отличие от ст. 162 Кодекса о браке и семье РСФСР, которая предусматривала регистрацию таких браков в соответствии с российским законодательством.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (п. "f" ст. 5) предоставляет консульскому учреждению и дипломатическому представительству <1> право осуществлять консульские функции, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, в том числе и брака, при условии что в этом случае "ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания". С учетом данной Конвенции в абз. 9 п. 8 Положения о консульском учреждении РФ подчеркивается, что консульское учреждение осуществляет государственную регистрацию актов гражданского состояния с соблюдением законодательства государства пребывания. При этом согласно п. 2 данного Положения консульское учреждение РФ осуществляет свою деятельность с учетом законодательства государства пребывания и в соответствии с законодательством РФ <2>, а также с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. и иными международными договорами РФ, другими применимыми нормами международного права. Данное правило дополнительно закреплено Федеральным законом от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации", ст. 2 которого непосредственно устанавливает, что консульская деятельность должна осуществляться консульскими учреждениями РФ и консульскими отделами дипломатических представительств РФ в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами РФ с учетом законодательства государства пребывания. Поэтому государственная регистрация браков между российскими гражданами, проживающими за пределами территории РФ, может быть произведена с соблюдением формы, порядка и условий заключения брака, установленных законодательством РФ, в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении в конкретном иностранном государстве, если законодательство данного государства допускает заключение подобных браков <3>, в том числе несмотря на то, что в этом государстве установлены иная форма и порядок заключения браков, и не распространяет на такие браки установленные в этом государстве более строгие по сравнению с законодательством РФ требования об условиях заключения браков. При этом распространение данных более строгих требований на такие браки не означает, что в указанном иностранном государстве брак между российскими гражданами не может быть заключен в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ. Это предполагает только то, что наряду с условиями заключения брака, установленными законодательством РФ, при заключении данного брака должны также быть учтены более строгие требования законодательства государства пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения, в котором регистрируется брак.

--------------------------------
<1> Здесь и далее имеется в виду, что консульские функции, в том числе связанные с регистрацией браков, дипломатическим представительством осуществляются в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. (ст. 3).
<2> Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о МИД России, Положением о Посольстве РФ, Положением о консульском учреждении РФ, нормативными актами и указаниями МИД России.
<3> К примеру, в соответствии с п. 3 ст. 13 Вводного закона к Гражданскому уложению Германии брак в пределах страны может быть заключен только в форме, предусмотренной германским правом. При этом одновременно уточняется, что "брак между помолвленными лицами, ни одно из которых не является немцем (немец - гражданин Германии в соответствии со ст. 16 Основного Закона ФРГ. - Авт.; см.: Основной Закон Федеративной Республики Германия. 2-е изд. Берлин, 1999. С. 21), тем не менее может быть заключен перед лицом, надлежащим образом управомоченным правительством государства, гражданином которого является одно из вступающих в брак лиц, в форме, предусмотренной правом этого государства" (Гражданское уложение Германии / Пер. с нем.; науч. ред. А.Л. Маковский и др. С. 595).

В большинстве случаев при заключении брака между российскими гражданами, проживающими за пределами территории РФ, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ будет применяться только законодательство РФ (т.е. ст. ст. 10 - 15 СК). Это связано с тем, что в соответствии с законодательством большинства государств и многочисленными международными договорами условия заключения брака для лица, вступающего в брак, подчиняются праву государства, гражданином которого оно является <1>, а форма, порядок заключения брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях - законодательству государства принадлежности соответствующего представительства или учреждения.

--------------------------------
<1> К примеру, см. п. 1 ст. 13 Вводного закона к Гражданскому уложению Германии (Гражданское уложение Германии / Пер. с нем.; науч. ред. А.Л. Маковский и др. С. 594), а также комментарий к ст. 156 СК РФ.

Кроме того, возможность регистрации заключения консульских браков в соответствии с законодательством государства принадлежности посольства или консульства между гражданами такого государства предусмотрена многими консульскими конвенциями РФ <1>. Коллизионный принцип, закрепленный в таких конвенциях, выражается в осуществлении регистрации "консульских браков" "согласно законодательству представляемого государства" <2>.

--------------------------------
<1> Большинство из данных конвенций были заключены СССР. Это было связано с тем, что СССР до 1989 г. не присоединялся к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.
<2> См., например: подп. 3 п. 1 ст. 33 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Польша (СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1515); подп. "d" п. 1 ст. 43 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Португальской Республикой (СЗ РФ. 2003. N 41. Ст. 3948); подп. "b" п. 1 ст. 45 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Итальянской Республикой (СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1691).

4. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи браки между иностранными гражданами, заключенные в Российской Федерации в посольствах или консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в Российской Федерации, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами государства, назначившего посла или консула в России.

Таким образом, можно выделить три основных условия, при которых "консульский брак" будет признан действительным в России:

1) брак заключен между иностранными гражданами;

2) наличие взаимности;

3) оба лица в момент заключения брака являются гражданами государства, назначившего посла или консула в Российскую Федерацию.

Первое условие предполагает, что гражданин иностранного государства, одновременно являющийся гражданином РФ, не может заключить "консульский брак" на территории РФ, если иное не будет установлено международным договором <1>. Это связано с тем, что в соответствии с законодательством РФ <2> такой гражданин на территории РФ не признается иностранным гражданином.

--------------------------------

КП: примечание.

Учебник М.М. Богуславского "Международное частное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2005 (издание пятое, переработанное и дополненное).

<1> М.М. Богуславский, Н.И. Марышева, Ю.А. Королев выделяют только два условия действительности "консульского брака" на территории РФ (см.: Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Международные отношения, 1994. С. 299; Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. С. 458; Комментарий Ю.А. Королева см.: Там же. С. 361, 362), не упоминая первое из рассмотренных условий (оба участника являются иностранными гражданами), что представляется недостаточно обоснованным, поскольку такое условие непосредственно вытекает из п. 2 комментируемой статьи (данный пункт и начинается с такого условия: "Браки между иностранными гражданами, заключенные.").
<2> См.: ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ. Ст. 6 Закона о гражданстве РФ.

Второе условие (о наличии взаимности) означает, что аналогичные "консульские браки" российских граждан признаются в иностранном государстве, в дипломатическом представительстве или консульском учреждении которого заключен брак между иностранными гражданами. Такое признание может вытекать как из законодательства указанного иностранного государства, так и из международного договора. Поэтому, к примеру, если иностранные граждане, заключившие "консульский брак" на территории РФ, пожелают расторгнуть данный брак в российском суде, то перед судьей, прежде чем решить дело по существу, встанет вопрос о признании этого "консульского брака" иностранных граждан, для чего он должен будет выяснить, признаются ли "консульские браки" российских граждан в государстве гражданства разводящихся супругов.

Третье из названных условий исключает возможность признания действительными на территории РФ смешанных "консульских браков", т.е. браков, заключенных в дипломатическом представительстве или консульском учреждении между лицами, не являющимися гражданами одного иностранного государства. Пункт 2 комментируемой статьи непосредственно требует, чтобы оба будущих супруга имели гражданство одного иностранного государства, назначившего посла или консула в Российскую Федерацию <1>. Правило о возможности заключения "консульских браков" "при условии, что оба лица являются гражданами (подданными) представляемого государства" закреплено почти во всех консульских конвенциях РФ <2>.

--------------------------------
<1> Хотя в п. 2 комментируемой статьи речь идет о назначении посла или консула, представляется, что законодателем имелось в виду лицо, надлежащим образом уполномоченное на дипломатическое или консульское представительство в Российской Федерации и допущенное Российской Федерацией к выполнению своих функций в качестве главы соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения. Поэтому, к примеру, если не назначен консул (ст. 9 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. консул отнесен ко второму классу глав консульских учреждений), но назначен и допущен к исполнению своих функций генеральный консул (первый класс глав консульских учреждений), то представляется, что это не является ограничением для заключения брака в Российской Федерации иностранными гражданами в консульском учреждении, возглавляемом указанным генеральным консулом. С другой стороны, п. 2 комментируемой статьи в этой части требует уточнения в целях его приведения в соответствие с требованиями международных договоров РФ.
<2> См., например: Консульские конвенции с Республикой Индией (подп. "г" п. 1 ст. 31) (Сборник международных договоров СССР. М., 1989. Вып. XLIII. С. 35 - 50); с Республикой Польша (подп. 3 п. 1 ст. 33) (СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1515); с Португальской Республикой (подп. "d" п. 1 ст. 43) (СЗ РФ. 2003. N 41. Ст. 3948); с Итальянской Республикой (подп. "b" п. 1 ст. 45) (СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1691) и др.

Вместе с тем следует также учитывать, что консульские конвенции РФ могут допускать на взаимной основе заключение и смешанных "консульских браков" при условии, что одно из лиц, вступающих в брак, является гражданином государства принадлежности дипломатического представительства или консульского учреждения. К примеру, такие "консульские браки" допускаются в соответствии с Консульской конвенцией с Турецкой Республикой (подп. "в" п. 1 ст. 37) <1>.

--------------------------------
<1> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. С. 100 - 119.

5. Пункт 2 комментируемой статьи не вводит специальный порядок определения права государства, подлежащего применению к форме, порядку и условиям заключения на территории РФ "консульских браков".

Однако само правило, установленное п. 2 комментируемой статьи, о признании "консульских браков", заключенных на территории РФ в дипломатическом представительстве или консульском учреждении иностранного государства, предполагает, что к форме и порядку заключения данных браков не применяется законодательство РФ, т.е. установленные ст. ст. 10 и 11 СК РФ требования, связанные с заключением браков в органах загса, не распространяются на "консульские браки". Данное правило представляет собой исключение из общего требования, установленного п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 156 СК РФ (об определении законодательством РФ формы и порядка заключения брака на территории РФ и о признании только брака, заключенного в органах загса).

Комментарии и консультации юристов по ст 157 СК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 157 СК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.