Статья 165. Усыновление (удочерение)

1. Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть также соблюдены требования статей 124 - 126, статьи 127 (за исключением подпункта 7 пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 - 133 настоящего Кодекса с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2015 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 101-ФЗ.Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Абзац третий предыдущей редакции считается абзацем четвертым настоящей редакции - Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ
При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

2. В случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.

3. Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством Российской Федерации.
Пункт 3 предыдущей редакции считается пунктом 4 настоящей редакции - Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ
4. Усыновление (удочерение) являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Комментарий к статье 165 СК РФ

1. Усыновление на территории Российской Федерации иностранными гражданами российских детей производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель. Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства (о требованиях к возрасту усыновителя, его материальному положению и т.п.) обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве. В законодательстве любого государства установлены требования к возрасту усыновителя, например, в Германии усыновителем может быть лицо не моложе 25 лет, во Франции - 35 лет, в Швейцарии - 40 лет, в Шотландии и большинстве штатов США - 21 года, в Японии, Израиле и других странах - лицо, достигшее совершеннолетия <1>. Между усыновителем и усыновленным ребенком должна быть разница в возрасте: во Франции - 15 лет, в Германии, Швейцарии, Израиле - 18 лет. В Японии законодательством установлено, что усыновитель ни при каких обстоятельствах не может быть моложе усыновленного. Во многих странах акту усыновления предшествует испытательный срок: в Израиле - шесть месяцев, в Шотландии - 12 месяцев, в США - от 3 до 12 месяцев.

--------------------------------
<1> См.: Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учебное пособие / Под ред. В.В. Безбаха, В.К. Пучинского. М., 2004. С. 646 - 648.

При усыновлении ребенка супругами, имеющими разное гражданство, должны быть соблюдены требования, предусмотренные законодательством государства гражданства каждого из супругов. Если ребенок усыновляется лицом без гражданства, усыновление производится в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

Наличие гражданства, как и его отсутствие у лица, определяется на момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. Отсылая к законодательству страны усыновителя, комментируемая статья предписывает соблюдение одновременно и требований российского законодательства, касающихся обеспечения при усыновлении интересов детей. Одновременное применение российского и иностранного законодательств свидетельствует о необходимости практического учета требований, установленных в законодательстве обоих государств. Если требования соответствующего иностранного законодательства либо указанные требования российского законодательства не соблюдены, усыновление не должно производиться.

При усыновлении на территории Российской Федерации детей - иностранных граждан российскими гражданами применяется, исходя из общей коллизионной нормы, российское законодательство. Необходимо соблюдать положения гл. 19 СК РФ (ст. ст. 124 - 126, ст. 127 (за исключением абз. 8 п. 1), ст. ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абз. 5), ст. ст. 131 - 133). Законодатель перечислил точечно положения гл. 19 СК РФ, указав конкретные статьи, положения которых должны соблюдаться в процессе усыновления. В ч. 2 п. 1 особо оговорена необходимость соблюдения при усыновлении положений международных договоров Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

Часть 3 данного пункта содержит специальное правило, подлежащее применению при усыновлении российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами России: усыновление производится в порядке, установленном СК РФ для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Очевидна необходимость применения при усыновлении на территории России не только норм гл. 19 СК РФ, но и норм гражданского процессуального законодательства (гл. 29 ГПК РФ) и ряда подзаконных нормативных актов, в частности Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" <1> (в ред. от 11 апреля 2006 г. N 210).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590; 2002. N 15. Ст. 1434; 2005. N 11. Ст. 950; 2006. N 16. Ст. 1748.

Правилами определен порядок передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) не только гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации; осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации; передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, и иностранным гражданам или лицам без гражданства.

Усыновление иностранными гражданами и лицами без гражданства допускается в отношении несовершеннолетних российских детей, единственный родитель или оба родителя которых: умерли; неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление. Правило, предусматривающее возможность передачи детей на усыновление российским гражданам, если их родители по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более шести месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания, не применяется при усыновлении российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

7) лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства;

9) лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

10) лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Типовые формы документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях утверждены Министерством образования и науки РФ <1>.

--------------------------------
<1> См.: Приложения к Административному регламенту Министерства образования и науки РФ по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приказ Минобрнауки России от 12 ноября 2008 г. N 347 // РГ. 2009. 20 февр. N 30 (4854).

Усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации, допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления в установленном порядке сведений об указанных детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Представлять интересы граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории Российской Федерации может специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в Российской Федерации <1>.

--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением" (в ред. от 8 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4801; 2007. N 32. Ст. 4154; 2008. N 50. Ст. 5958.

Усыновление производится судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидатов в усыновители в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (гл. 29 ГПК РФ).

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей", если лицами, желающими усыновить ребенка - гражданина Российской Федерации, являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то дела об усыновлении ими ребенка подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ). В указанные суды также подают заявления иностранные граждане или лица без гражданства, в том числе в случаях, когда они постоянно проживают на территории Российской Федерации, поскольку ч. 2 ст. 269 ГПК РФ для названных лиц не предусмотрена возможность изменения родовой подсудности дел об усыновлении в зависимости от их места жительства. Если данные лица состоят в браке с гражданами Российской Федерации, с которыми постоянно проживают на территории Российской Федерации, и желают усыновить (удочерить) пасынка (падчерицу), являющегося гражданином Российской Федерации, либо желают совместно с мужем (женой) усыновить иного ребенка - гражданина Российской Федерации, то, учитывая, что ГПК РФ не устанавливает специальной подсудности таких дел, она определяется исходя из общих правил. Поскольку одним из усыновителей является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, эти дела также подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства ребенка (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ).

Содержание заявления об усыновлении определено ст. 270 ГПК РФ. В заявлении об усыновлении должны быть указаны: фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства; фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер; обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства; просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении, содержится в ст. 271 ГПК РФ. К заявлению об усыновлении должны быть приложены:

1) копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

3) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, или право собственности на жилое помещение;

7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители.

К заявлению граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, прилагаются также:

- во-первых, заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями;

- во-вторых, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

К заявлению граждан Российской Федерации об усыновлении ребенка, являющегося иностранным гражданином, прилагаются также согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и, если это требуется в соответствии с нормами права такого государства и (или) международным договором Российской Федерации, согласие самого ребенка на усыновление.

Документы усыновителей - иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен. Все документы представляются в двух экземплярах.

Орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представляет в суд заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда.

Иностранным гражданам или лицам без гражданства при усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Для получения этого разрешения указанные лица представляют через соответствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство Российской Федерации либо непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации, следующие документы:

1) свидетельство о рождении ребенка;

2) согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста, на усыновление;

3) согласие родителей ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с СК РФ усыновление ребенка допускается без согласия родителей;

4) заключение компетентного органа государства своего места жительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка;

5) иные документы, представляемые иностранными гражданами или лицами без гражданства для усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Если усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории Российской Федерации, предварительное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки РФ. Усыновление ребенка в этих случаях производится компетентным органом государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - компетентным органом государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства).

Иностранное гражданство усыновляемых детей учитывается при их усыновлении, что подтверждает ч. 4 п. 1 комментируемой статьи, содержащей требование о применении иностранного законодательства в отношении получения согласия ребенка на усыновление, его законного представителя и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок. Так, как правило, для усыновления требуется согласие родителей ребенка и опекуна в Шотландии. Согласие родителей не требуется, если они не выполняют своих родительских обязанностей, родители ребенка неизвестны, умерли или признаны недееспособными, а также если местонахождение родителей ребенка неизвестно. В Японии требуется при этом и согласие семейного суда. Ряд стран, включая США, Финляндию, предусматривают необходимость получения заключения от компетентных органов. На усыновление необходимо согласие и самого усыновляемого ребенка. Возраст, с которого мнение ребенка учитывается при усыновлении, законодательством зарубежных стран определяется по-разному: в Израиле, например, с 9 лет, в Шотландии судебный приказ выносится только с согласия ребенка, за исключением случаев, когда он, по мнению суда, не может самостоятельно прийти к определенному решению <1>. Учреждение, производящее усыновление ребенка - иностранного гражданина, должно в соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 165 СК РФ получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

--------------------------------
<1> См.: Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. В.В. Безбаха, В.К. Пучинского. М., 2004. С. 648.

2. Правило п. 2 комментируемой статьи направлено на защиту прав и интересов усыновляемых детей. Именно поэтому независимо от гражданства усыновителя при нарушении прав ребенка, установленных российским законодательством и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено, а произведенное усыновление подлежит отмене.

3. Пункт 3 возлагает обязанность по защите прав и интересов усыновленных российских детей, проживающих за пределами Российской Федерации, на консульские учреждения, в которых эти дети состоят на учете. Это положение соответствует и Конституции РФ (ч. 2 ст. 61), и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., участницей которой является Российская Федерация (ст. 5).

Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определен Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590; 2002. N 15. Ст. 1434; 2005. N 11. Ст. 950; 2006. N 16. Ст. 1748.

В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ постановка детей на учет в консульском учреждении осуществляется в трехмесячный срок со дня въезда их в государство места проживания усыновителей.

Для постановки на учет усыновленного ребенка усыновители представляют в консульское учреждение следующие документы:

1) заявление о постановке на учет усыновленного ребенка с приложением двух фотографий ребенка;

2) свидетельство об усыновлении (удочерении);

3) документы, удостоверяющие личность усыновителей и ребенка.

Сведения о ребенке заносятся в учетную карточку, форма которой утверждается Министерством иностранных дел РФ. Консульское учреждение проставляет отметку в паспорте усыновленного ребенка о постановке его на учет. По желанию усыновителей постановку на учет усыновленного ребенка можно осуществить до выезда из Российской Федерации через Консульский департамент Министерства иностранных дел РФ. В этом случае указанный Департамент пересылает заявление усыновителей о постановке на учет усыновленного ребенка, учетную карточку ребенка и его фотографии в консульское учреждение по месту проживания усыновителей и проставляет в паспорте ребенка отметку о постановке его на учет. При перемене места проживания усыновленного ребенка усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение по их новому месту проживания.

Контроль за постановкой усыновителями усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей, представлявшие в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители при усыновлении ими ребенка на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения своевременной постановки на учет консульскими учреждениями усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые шесть месяцев направляет им информацию об усыновленных детях.

Консульские учреждения в конце календарного года направляют в Министерство образования и науки РФ списки детей, поставленных на учет в соответствии с настоящими Правилами, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает признание действительным в России усыновления ребенка - российского гражданина, проживающего за границей, если оно произведено компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, при соблюдении условия о получении предварительного разрешения на усыновление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы Российской Федерации.

Комментируемая статья не содержит норм, предоставляющих возможность усыновления детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, в консульских учреждениях Российской Федерации. Это связано с изменением порядка усыновления детей: согласно ст. 125 СК РФ, усыновление производится только судом по правилам, предусмотренным гл. 29 ГПК РФ. Однако до введения судебного порядка усыновления в действие продолжала действовать ст. 32 Консульского устава СССР. Поэтому усыновление детей, являющихся российскими гражданами и проживающих за границей, могло быть до введения в действие судебного порядка усыновления, т.е. до 27 сентября 1996 г., осуществлено и в консульских учреждениях Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 165 Семейного Кодекса РФ

1. За последнее десятилетие большое распространение получили случаи так называемого международного усыновления <1> российских детей, когда иностранные граждане усыновляют (удочеряют) российских детей, в результате чего между ними возникают правоотношения, аналогичные существовавшим до усыновления между кровными родителями и детьми <2>.

--------------------------------
<1> Как отмечает О.А. Дюжева, к концу 80-х гг. XX в. усыновление иностранцев и, соответственно, усыновление иностранцами стало в большинстве стран мира обычной практикой. Именно в этот период, по ее мнению, начинает широко применяться термин "международное усыновление", объединяющий ранее употреблявшиеся раздельно понятия "усыновление детей-иностранцев" и "усыновление детей иностранцами" (Антокольская М.В., Дюжева О.А., Нечаева А.М. и др. Семейное право России: проблемы развития. М.: ИНИОН РАН, 1996. С. 98).
<2> Г.Ф. Шершеневич указывал, что "усыновление - признание за посторонними лицами юридического положения законных детей. это имитация семьи со стороны недостающего потомства" (Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М.: Спарк, 1995. С. 444). А.Г. Гойхбарг, в свою очередь, отмечал, что усыновление "есть создание искусственных семейных отношений за отсутствием по общему правилу естественной связи" (Гойхбарг А.Г. Сравнительное семейное право. М.: НКЮ РСФСР, 1925. С. 163). Многие авторы говорят о тождестве правоотношений усыновленных и родных детей, т.е. усыновление они приравнивают к факту рождения ребенка от определенных лиц: акт усыновления в правовом значении приравнивается к рождению ребенка (Пергамент А.И. Основы законодательства о браке и семье. М.: Знание, 1969. С. 67; Иванова Н.А., Королев Ю.А., Седугин П.И. Новое законодательство о браке и семье. М.: Юрид. лит., 1970. С. 84). Подробнее об институте усыновления см. комментарий к ст. 124 СК РФ.

Активное усыновление российских детей иностранцами началось в начале 90-х гг. прошлого века. Имевшееся тогда законодательство не отвечало практике международного усыновления, в связи с чем был установлен мораторий на международное усыновление, кроме случаев усыновления детей, которые по состоянию здоровья нуждались в медицинской помощи, недоступной в России.

В настоящее время данный мораторий не действует и международное усыновление детей - граждан РФ допускается законодательством РФ с учетом требований, предъявляемых комментируемой статьей к такому усыновлению, в том числе в части разрешения вопроса о подлежащем применению праве.

2. В соответствии с абз. 1 п. 1 комментируемой статьи усыновление на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином РФ, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (если он иностранный гражданин) или в котором усыновитель имеет постоянное место жительства (если он лицо без гражданства) на момент подачи заявления об усыновлении.

Таким образом, п. 1 комментируемой статьи формально, в виде общего правила, отдает приоритет в части определения условий международного усыновления российского ребенка на территории РФ не законодательству государства гражданства ребенка, т.е. не законодательству РФ, а законодательству иностранного государства.

На первый взгляд может сложиться ошибочное впечатление, что законодатель, не предусматривая применение законодательства РФ в виде общего правила, в принципе забыл о защите интересов российских детей. Каждый может задаться вопросом: как мог законодатель решиться заложить в качестве основного критерия определения законодательства, подлежащего применению, такую коллизионную привязку? Вместе с тем следующее положение п. 1 комментируемой статьи проясняет позицию законодателя.

В частности, требование абз. 2 п. 1 комментируемой статьи о необходимости соблюдения при международном усыновлении российских детей почти всех положений СК РФ, регулирующих отношения, возникающие при усыновлении, по существу, свидетельствует о том, что в данной статье законодатель установил в целях защиты интересов российских детей приоритетность норм именно российского права. Поэтому коллизионная привязка, закрепленная в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, является не основным, а факультативным критерием определения законодательства государства, подлежащего применению к международному усыновлению российских детей.

Факультативность данного критерия в еще более значительной степени проявляется в требовании п. 2 комментируемой статьи, который не допускает усыновление ребенка независимо от гражданства усыновителя и, соответственно, независимо от законодательства государства, применяемого к этому усыновлению, если в результате такого усыновления будут нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ <1>.

--------------------------------
<1> Данное требование в полной мере соответствует международным договорам РФ. В частности, согласно ст. 21 Конвенции о правах ребенка, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. N 44/25 (Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 45. Ст. 955), государства - участники Конвенции должны обеспечить, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны. Следует учитывать, что в некоторых государствах правовое положение усыновленных детей с точки зрения российского законодательства может быть дискриминационным относительно правового положения родных детей: наиболее часто встречающаяся норма в законодательстве иностранных государств - ограничение усыновленных детей в наследственных правах. Данное обстоятельство может послужить основанием для отказа в усыновлении на территории РФ.

Коллизионная привязка именно к российскому законодательству, подлежащему применению к международному усыновлению российских детей, находит свое непосредственное отражение и в ратифицируемых <1> Российской Федерацией международных договорах.

--------------------------------
<1> Следует учитывать, что подписанная Российской Федерацией Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения), принятая 29 мая 1993 г. на XVII сессии Гаагской конференции по международному частному праву, до настоящего времени не ратифицирована в России в установленном порядке.

В соответствии со ст. ст. 6 и 8 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей <1> условия, при которых российский ребенок <2> может быть усыновлен, какие лица или органы должны давать согласие на его усыновление, а также необходимость получения согласия ребенка на усыновление и форма такого согласия определяются законодательством РФ. При этом требования, которым должны отвечать кандидаты в усыновители, процедура усыновления должны определяться как российским, так и итальянским законодательством.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 462.
<2> С учетом положений названного Договора имеется в виду ребенок, который является гражданином РФ и постоянно проживает в России.

3. В соответствии с абз. 2 комментируемой статьи при международном усыновлении на территории РФ ребенка - гражданина РФ должны быть применены требования СК РФ при решении следующих вопросов:

- о допустимости усыновления данного ребенка, в том числе с учетом того, что усыновителями являются иностранные граждане или лица без гражданства (см. комментарий к ст. 124 СК);

- о порядке его усыновления (см. комментарий к ст. 125 СК), в том числе с учетом того, что предварительно соблюдены порядок его постановки на официальный учет в качестве ребенка, подлежащего усыновлению, а также установленный порядок постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих его усыновить (см. комментарий к ст. 126 СК);

- о наличии права у лиц, обратившихся за усыновлением данного ребенка, быть усыновителями (см. комментарий к ст. 127 СК), на данных лиц в соответствии с комментируемой статьей не распространяется положение абз. 8 ст. 127 СК РФ, т.е. норма о запрете усыновлять детей лицам, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители;

- об оценке допустимости усыновления с учетом разницы в возрасте между лицами, обратившимися за усыновлением, и усыновляемым ребенком (см. комментарий к ст. 128 СК);

- о порядке получения согласия родителей на усыновление данного ребенка, в том числе с учетом случаев, когда такое согласие не требуется (см. комментарий к ст. 129 СК), в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с комментируемой статьей не действует абз. 5 ст. 130 СК РФ, т.е. норма об отсутствии необходимости получения согласия родителей ребенка на его усыновление, когда данные родители по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживали совместно с ребенком и уклонялись от его воспитания и содержания;

- о порядке получения в конкретных случаях согласия иных лиц, связанных с усыновлением данного ребенка: согласия опекуна (попечителя), приемных родителей, руководителя учреждения, если в нем находится ребенок, согласия самого ребенка, достигшего возраста 10 лет, согласия супруга усыновителя (см. комментарий к ст. ст. 131 - 133 СК).

При этом следует обратить внимание на то, что в СК РФ введен приоритет в отношении усыновления детей российскими гражданами, постоянно проживающими в Российской Федерации <1>. В этих целях п. 4 ст. 124 СК РФ допускает усыновление российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников <2>.

--------------------------------
<1> Такой приоритет в полной мере отвечает требованиям международного права. В частности, Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. N 41/95 (Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на сорок первой сессии. 16 сентября - 19 декабря 1986 г. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Сорок первая сессия. Дополнение N 53 (A/41/53). Организация Объединенных Наций. С. 328 - 330), и ст. 21 Конвенции о правах ребенка, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. N 44/25, признается, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при наличии двух условий: если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью в стране происхождения и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.
<2> Положения аналогичного характера, к примеру, включены также в Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 462), согласно ст. 3 которого усыновление ребенка может иметь место только при условии, если не представилось возможным устроить его на воспитание или поместить в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление в государстве происхождения ребенка в порядке, установленном законодательством этого государства. При этом в соответствии со ст. 6 названного Договора установление факта наличия такого условия также определяется законодательством государства происхождения ребенка.

Одновременно в целях расширения возможности для усыновления гражданами РФ, проживающими в Российской Федерации, законодатель установил требование, предусматривающее возможность передачи детей на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении шести месяцев <1> со дня поступления в установленном порядке сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей <2> (см. комментарий к ст. 124 СК).

--------------------------------
<1> Ранее, до 2005 г., был установлен срок в три месяца.
<2> См. также: Закон о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

4. Соблюдение требований СК РФ при решении обозначенных вопросов является обязательным условием международного усыновления на территории РФ российского ребенка: если условия усыновления, установленные законодательством государства, гражданами которого являются усыновители или в котором постоянно проживают (если они являются лицами без гражданства), менее строги, к примеру не устанавливают запрета для усыновления лицами одного пола, то применение законодательства РФ в любом случае обязательно и гражданам данного государства, обратившимся за усыновлением российского ребенка, на основании ст. 127 СК РФ будет отказано в усыновлении <1>. Единственное предусматриваемое комментируемой статьей исключение из правила о применении к международному усыновлению требований СК РФ, которое следует из требований ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 6 СК РФ, составляет случай, когда иное правило установлено международным договором РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

--------------------------------
<1> Необходимо также учитывать, что порядок усыновления определяется и нормами процессуального российского законодательства (см. гл. 29 ГПК), которые исходят из требований СК РФ. В международном частном праве принято применение норм национального процессуального законодательства в деятельности судов.

5. Не исключены также ситуации, когда на территории РФ российский ребенок усыновляется гражданином иностранного государства, законодательство которого устанавливает более широкий по сравнению с СК РФ перечень обстоятельств, препятствующих возможности усыновления им детей. К примеру, в Нидерландах усыновление разрешается только женатым парам с брачным стажем не менее пяти лет; в Испании лицо, усыновляющее ребенка, должно быть не моложе 25 лет; в Германии и Израиле не допускается усыновление одинокими гражданами; в Израиле, Италии и Швейцарии разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна составлять 18 лет, в Великобритании - 21 год <1>.

--------------------------------
<1> Подробнее см.: Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. С. 284.

В таких ситуациях наряду с требованиями СК РФ применяется также законодательство государства, гражданином которого является усыновитель или в котором он постоянно проживает (когда является лицом без гражданства), и если это законодательство не допускает в конкретном случае усыновление ребенка, то такое усыновление не может иметь место и на территории РФ (даже если отсутствуют перечисленные в СК РФ обстоятельства, препятствующие усыновлению) <1>. При этом если усыновляется ребенок супругами, имеющими разное гражданство, то подлежит применению законодательство как одного, так и другого государства, гражданами которых они являются.

--------------------------------

КП: примечание.

Учебник М.М. Богуславского "Международное частное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2005 (издание пятое, переработанное и дополненное).

<1> М.М. Богуславский отмечает, что применение при усыновлении норм иностранного законодательства о требованиях к усыновлению призвано обеспечить в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, куда может быть перемещен усыновленный ребенок (см.: Богуславский М.М. Международное частное право. С. 350).

Вместе с тем согласно абз. 3 п. 1 комментируемой статьи усыновление на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, детей, являющихся гражданами РФ, производится в порядке, установленном СК РФ для граждан РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Достаточно очевидно, что данная норма прежде всего рассчитана на усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства детей супруга - гражданина РФ. В данном случае уже не будут подлежать применению требования СК РФ, устанавливающие особенности усыновления российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, к примеру, в части необходимости соблюдения установленного п. 4 ст. 124 СК РФ приоритета в усыновлении детей российскими гражданами, проживающими в Российской Федерации.

6. Если на территории РФ граждане РФ решат усыновить ребенка, являющегося гражданином иностранного государства, то с учетом абз. 1 п. 1 комментируемой статьи и российского гражданства усыновителей такое усыновление будет производиться в соответствии только с законодательством РФ.

Основное дополнительное требование, которое устанавливает абз. 4 п. 1 комментируемой статьи для данного случая усыновления, - это необходимость получения согласия законного представителя усыновляемого ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является этот ребенок, на усыновление, а также согласие самого ребенка, если законодательством указанного государства установлено требование о необходимости его получения.

7. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями РФ <1>, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

--------------------------------
<1> Учитывая, что в соответствии со ст. 3 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. дипломатические представительства могут выполнять консульские функции, при отсутствии консульского учреждения РФ в конкретном иностранном государстве функцию по защите прав и законных интересов детей, в том числе их учет, может осуществлять дипломатическое представительство РФ. Подробнее об актах, регламентирующих деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, см. в комментарии к ст. 157 СК РФ.

Порядок постановки на учет консульскими учреждениями РФ таких детей определен утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 <1> Правилами постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (далее - Правила).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590.

В частности, согласно названным Правилам постановка детей на учет в консульском учреждении осуществляется в трехмесячный срок со дня въезда их в государство места проживания усыновителей. При этом после представления усыновителями предусмотренных п. 2 данных Правил документов и занесения в учетную карточку по форме, утвержденной Министерством иностранных дел РФ, сведений о ребенке консульское учреждение РФ проставляет отметку в паспорте усыновленного ребенка о постановке его на учет. Следует иметь в виду, что усыновители вправе осуществить постановку на учет усыновленного ребенка и до выезда из Российской Федерации через Консульский департамент Министерства иностранных дел РФ. В этом случае указанный департамент пересылает заявление усыновителей о постановке на учет усыновленного ребенка, учетную карточку ребенка и его фотографии в консульское учреждение по месту проживания усыновителей.

В случае изменения места проживания усыновленного ребенка усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение РФ, в котором ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение РФ по их новому месту проживания.

Контроль за постановкой усыновителями усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении РФ, а также за условиями его жизни и воспитания дополнительно осуществляет специально уполномоченная иностранным государством организация по усыновлению детей, представлявшая в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители при усыновлении ими ребенка на территории РФ. Данная организация обязана представлять в установленном порядке соответствующие отчеты и информацию об усыновленном ребенке. В частности, согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 <1> Положению о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением (п. 22) представительства таких иностранных организаций в Российской Федерации обязаны направлять в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого проживал ребенок до усыновления, отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок <2>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4801.
<2> В первый год после усыновления обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении пяти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания седьмого месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Второе обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 11 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Третье обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Четвертое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 35 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 37-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Представление отчетов по истечении трех лет с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка и до его совершеннолетия осуществляется по решению органа исполнительной власти субъекта Федерации в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в семье усыновителей.

В соответствии с подп. "б" п. 8.1, подп. "в" п. 9 названного Положения нарушения иностранными организациями своих обязательств по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению в установленном порядке соответствующих отчетов и информации, а также по осуществлению контроля за постановкой на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка являются основаниями для приостановления или досрочного прекращения действия разрешений об открытии представительства такой иностранной организации в России и на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории РФ.

8. Если ребенок - гражданин РФ, проживающий в иностранном государстве, усыновляется в этом государстве, то усыновление может быть произведено в соответствии с законодательством иностранного государства компетентным органом такого государства. Вместе с тем согласно п. 4 комментируемой статьи данное усыновление будет признано действительным в Российской Федерации только при условии, если предварительно, до момента установления усыновления, было получено разрешение на усыновление от органа исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории РФ.

Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ определяют перечень документов <1>, которые должны быть представлены для получения указанного разрешения лицами, усыновляющими ребенка, через соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ либо непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории РФ.

--------------------------------
<1> В данный перечень включены следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста, на усыновление; согласие родителя(-ей) ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с СК РФ усыновление ребенка допускается без согласия родителей; заключение компетентного органа государства места жительства лиц, усыновляющих ребенка, об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка. Наряду с этими документами должны быть представлены также иные документы, указанные в ст. 271 ГПК РФ.

Если же усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами РФ, никогда не проживали на территории РФ, то указанные документы представляются в Министерство образования и науки РФ, которое в последующем и выдает предварительное разрешение на усыновление ребенка.

9. В отличие от усыновления, которое с учетом коллизионной привязки п. 1 комментируемой статьи производится прежде всего с соблюдением требований СК РФ, отмена усыновления в соответствии с абз. 1 п. 1 комментируемой статьи производится только в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (если он иностранный гражданин) или в котором усыновитель имеет постоянное место жительства (если он лицо без гражданства) на момент подачи заявления об отмене усыновления. Поэтому основания для отмены усыновления ребенка, круг лиц, обладающих правом требовать отмены усыновления ребенка, должны будут определяться в соответствующих случаях законодательством государства гражданства или места постоянного проживания усыновителя.

Вместе с тем следует учитывать, что если в результате произведенного усыновления были нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, то в соответствии с п. 2 комментируемой статьи такое усыновление независимо от гражданства усыновителя подлежит отмене в судебном порядке <1>. При этом очевидно, что с учетом этого подлежать применению будет законодательство РФ, в том числе ст. 275 ГПК РФ, предписывающая суду осуществлять рассмотрение и разрешение дел об отмене усыновления по правилам искового производства.

--------------------------------
<1> См. также: подп. "и" п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" (Бюллетень ВС РФ. 2006. N 6).

Таким образом, комментируемая статья, по существу, предписывает применение к отмене усыновления требований ст. 141 СК РФ. Поэтому, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией либо если иным образом нарушаются права ребенка, предусмотренные законодательством РФ или международными договорами РФ, отмена усыновления в российском суде может быть произведена независимо от перечня оснований для отмены усыновления, содержащегося в законодательстве государства усыновителя. При этом не вызывает сомнения, что с учетом п. 2 комментируемой статьи с требованием об отмене усыновления в указанных случаях вправе обратиться в российский суд орган опеки и попечительства, а также прокурор в пределах их компетенции <1>.

--------------------------------
<1> Информация о нарушениях прав несовершеннолетних детей - граждан РФ, перемещенных после усыновления для проживания за пределы территории РФ, может быть представлена Министерством образования и науки РФ, которому консульские учреждения РФ обязаны в конце календарного года направлять списки усыновленных российских детей, поставленных на учет, а также информировать о нарушении их прав и законных интересов и неблагополучии семьи усыновителей (см. п. 8 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590)).

Комментарии и консультации юристов по ст 165 СК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 165 СК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.